БЫЛА ЛИ ДАЧА У АРХИМАНДРИТА?
Все, кто побывал на Соловецких островах, наверное, помнят Ботанический сад на территории бывшей Макарьевской пустыни исторического монастыря. Запоминается одна из главных построек этой территории, завершающая самую высокую её точку — «Дача архимандрита». Так написано на охранной доске, также этот дом представит экскурсовод и так назван сам памятник истории и культуры, который «Охраняется государством».
Деревянный двухэтажный дом, который показывают всем экскурсантам Ботанического сада.
На самом деле, никаких дач у архимандритов в прошлые века не было. Дом этот, по историческим записям, был построен «при воскобелильне» в 1862 году (настоятель того времени — архимандрит Порфирий). То есть, дом предназначался для обслуживания воскобелильного производства.
Второй этаж и мансарду дома действительно приспособили для возможных посещений местности настоятелем. В это время территория уже не была пустынью, а превратилась в скит со своим производством воска и посадками растений.
На мансарде дома устроили балкон, стоя на котором можно встречать рассвет. Все 5 комнат тёплой части дома отапливаются одной центральной печью, но топок было две — на первом и втором этажах. Кроме того, на первом этаже в кухне сохранилась малая русская печь.
Лестницы в доме есть как в холодной, так и в тёплой частях дома. Холодная лестница из тамбура ведёт на второй этаж и мансарду. При строительстве дома первый ярус брёвен уложили из морёной лиственницы.
Перед домом были устроены прямоугольные «зелёные кабинеты» — площадки, три стороны которых были обсажены рядами кустарников. В центре были цветники. Сейчас в Ботсаду ежегодно сажают цветы в этих «зелёных кабинетах».
На территории сада недалеко от двухэтажного дома была построена самая маленькая и самая скромная часовня — возможно, не только на Соловках, но и в истории православия. У неё даже нет названия, либо оно не сохранилось. В некоторых источниках её называют «Часовней у трех елей». Ели были ещё недавно, но две уже исчезли.
Часовня, не получившая названия, но отличающаяся необычной росписью «неба». В военный период моряки, видимо, использовали её для тренироовки стрельб, т.к. она вся испещрена следами пуль.
Росписи «неба» часовни действительно изображают небо, землю и звёзды, а светила, т.е. луну (полумесяц) и солнце представили человеческими лицами.
Дом архимандрита Макария
Ещё более скромным было жильё основателя пустыни — архимандрита Макария. Дом для него был построен по проекту северных крестьянских изб, где люди и домашние животные жили в одной постройке, под одной крышей.
Известно, что Макарий мог посещать пустынь только зимой, так как летом был очень занят. Зимой можно было прибыть туда в санной повозке на лошадях.
Видимо, именно поэтому в доме архимадрита Макария на первом ярусе была конюшня, а келью с утеплённым мезонином устроили под крышей дома.
В последующем дом использовали, в основном, как конюшню, но именно та часть территории, которая была вокруг дома, и была собственно Макарьевской пустынью (ниже — литография, конец 19 в, фонды СГИАПМЗ).
На литографии справа внизу — дом архимандрита Макария с конюшней и мансардой. К нему прилегает территория собственно Макарьевской пустыни. Она отделена от воскобелильного завода рядом деревьев. Справа от них — огород, некоторые гряды которого можно выявить на местности до сих пор. Со временем производство отбеливания воска расширилось и на часть этой территории.
От дома к часовне на горе Хутор Горка вела каменная лестница, устроенная, видимо, из подручного материала — это и камни из каменотёсной мастерской, и части разобранных построек, и белый привозной камень — все пошло на её строительство.
Сейчас лестница требует расчистки и реставрации, а место бывшей кельи и пустыни Макария заросло, но могло бы быть музеефицировано.
Территория вокруг дома архимандрита Макария почти до конца 19 века оставалась не занятой. Но в последующем количество и длина столов воскобелильни значительно увеличились. Тогда производство заняло территорию пустыньки. На её части высадили кедровые сосны, напоминающие нам об этой истории до сих пор.